119 Подписчиков

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Поделитесь каналом с друзьями

Пишем про российскую образовательную политику только ad hoc.

Последние посты

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Рассказывают, что когда в 90-х годах создавалась Высшая школа экономики, её бессменный ректор Ярослав Кузьминов говаривал, что в его университете никаких профсоюзов не будет. Однако в 2013 г. там родилась первичная организация "Университетской солидарности" А 4 февраля на сайте Высшей школы экономики появилось весьма лапидарное сообщение об учреждении "Профсоюза работников НИУ ВШЭ"... Интересно, что о первичной организации "Университетской солидарности" никакой информации на официальных ресурсах университета никогда не появлялось, хотя ректорат о создании ППО работников НИУ ВШЭ Профсоюза "Университетская солидарность" (вот так наша ППО называется официально ☝️) был должным образом уведомлен. Более того, когда весной прошлого года в корпоративной рассылке появилось объявление от нашей первички об одном из планируемых мероприятий, ординарный профессор Д.В. Кузнецов, который, по информации на сайте, избран председателем нового профсоюза, обратился к руководству с жалобой о якобы нарушении членами "Университетской солидарности" законодательства и локальных нормативных актов. 🤷🏻‍♂ Трудно сказать, знал ли он уже тогда, что через некоторое время ему придётся вступить в конкуренцию с независимым профсоюзом. Интересно, что профессор Кузнецов занимает и немаленький административный пост, являясь директором Высшей школы юриспруденции. Само по себе совмещение высокой административной должности с руководством профсоюзом, который вроде бы должен защищать права и интересы рядовых работников, наводит на невесёлые размышления, насколько новорожденная структура будет действительно независима от работодателя (напомним, кстати, что Конвенция МОТ № 87 прямо запрещает работодателям создавать объединения работников). Жизнь, надеемся, покажет, будет ли новый профсоюз бороться за права и интересы работников, что мы всячески приветствовали бы. Или же это будет послушный приводной ремень администрации.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

История с учебником по экономике от доктора экономических наук и ординарного профессора Высшей школы экономики И. В. Липсица показательна - Минпросвещения через своих "просвещенных" экспертов проводит чистку ФПУ, приводя довольно странные аргументы против вычеркнутых учебников. О какой гордости за страну должно идти в учебнике по экономике? Не совсем понятно. Тем более, наблюдается перекладывание ответственности с Минпросвещения, РАО и Издательства "Просвещения" на своих же экспертов. Картина маслом - "Не виноватая я! Он сам пришёл". Почему случилась эта бредовая история с учебником Липсица? 1 фактор - не "Просвещение". Точка. Понятно, что Министерство хочет, чтобы в школах были только учебники одного (уже) монопольного издательства. 2 фактор - Высшая школа экономики. Точка. Сейчас Минпросвещения ведёт борьбу с влиянием Вышки на школьные учебники. Противостояние Васильевой и Вышки намного шире, чем это представляется публично - сейчас Вышка подготовила новый учебник по обществознанию, который должен в будущем заменить учебник Боголюбова, он подготовлен совместно с корпорацией "Российский учебник", учебники которого просто варварски были вычеркнуты из ФПУ так, чтобы они не образовывали полноценные линейки. Также Вышка готовит новый учебник по технологии, целью которого является поменять мировоззренчески подход к этому предмету - не рубать/пилить, шить/готовить, а создавать роботов, ботов, технические новшества и тд. Получится ли у Вышки это сделать? Скорее да, чем нет. Вышка умеет лобировать свои интересы, особенно по тем сферам, в которые она усиленно вкладывает свои ресурсы. Забавно только одно - Вышка не особо любит "Просвещение", но в прошлом году именно с этим издательством запустила специализацию "Управление и предпринимательство в образовании" в рамках магистратуры "Управление образованием" Института образования ВШЭ. P.S. Возвращаясь ко 2 фактору стоит учитывать, что Вышка готовит целый пакет отрицательных отзывов нового школьного ФГОСа - это ещё одна линия противостояния.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Давно мы не делали подборок. Новая подборка состоит из образовательных дискуссий, которые прошли на Гайдаровском форуме в начале января этого года. К сожалению, не все образовательные дискуссии Гайдаровского форума выложены в сеть.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Третий - лишний? На пресс-конференции в РИА-новости Андрей Заякин, сооснователь "Диссернета", редактор data-отдела "Новой газеты" задал вопрос Председателю ВАК Владимиру Филиппову о том, что тот руководит ВАКом уже два срока, и согласно положениям Устава ВАК, в 2019 году должен освободить место новому руководителю. При этом обычно сдержанный ректор РУДН Филиппов ответил "НЕТ", причем довольно резко и однозначно: "Согласно заключению юристов, которое уже представлено, поскольку постановление правительства о двух сроках было издано в 2016 году, то эти два срока — они не действуют, и эти сроки не касаются нынешнего состава ВАК — ни руководства ВАК, никого. Это первое. Второе. Кто внимательно если читал — а я рекомендую внимательно читать постановления правительства, — там говорится о том, что в состав ВАК входят председатель ВАК, заместители председателя ВАК, главный ученый секретарь и члены ВАК. Этот абзац прочитайте. А дальше написано: члены ВАК не могут быть в составе ВАК более двух сроков подряд. Это не относится к руководству ВАК". Такое заявление, сделанное к тому же на пресс-конференции в "РИА Новости", однозначно говорит о непримиримости позиции г-на Филиппова и, вероятно, ее согласовании с Минобрнауки. Вместе с тем имея ввиду остроту проблемы, публичную дискуссию с оппонентами будет вести именно Владимир Филиппов, а не его коллеги в руководстве Минобрнауки. Правильное ли это решение для самого ВАК? Не уверены: за долгие годы у руля ВАК Владимиру Михайловичу не удалось реализовать всех задач, которые он же и ставил перед собой. "Классические" проблемы, обозначенные Диссернетом годы назад, принципиально не решены, а вопрос плагиата в текстах кандидатских и докторских работ так и остаётся в актуальной повестке. Так же, как и принципы формирования и составы многих диссертационных советов. Отдельные и постоянные нарекания вызывает перечень ВАК. Еще больше разрдаражает постоянна смена «правил игры» в вопросах присвоения ученых званий. Есть ощущение, что ВАК не успевает за динамичным ритмом новой команды Минобрнауки. Работа ВАКа не удовлетворяет практически никого – критика идет со стороны чиновников и экспертов, а его руководитель, как полагают многие, слишком уж засиделся одновременно в двух креслах. Это, с одной стороны. С другой стороны, Филиппов руководит университетом из проекта "5-100", при этом РУДН традиционно выполняет функции "Малого МИД" - является пунктом обязательного посещения делегациями лидеров многих стран мира в поездках в Россию. По линии экспорта образования РУДН традиционно тесно работает и с Россотрудничеством, координируясь с Администрацией Президента. В этих взаимодействиях второй статус Филиппова (Председатель ВАК) всегда воспринимался положительно. Что-то вроде мысли - "нормально, если бывший Министр образования будет немного "выше" в среде равных". С другой стороны, г-н Фурсенко вообще в недосягаемой высоте и разборки на уровне РУДН-ВАК могут только забавлять. Нормальным совмещение позиций ректора-председателя кажется многим, кроме научно-образовательного сообщества, которое в подобном совместительстве видит явный конфликт интересов. Конечно, есть надежда что живой математический ум академика Филиппова воспримет критику не "в штыки", а конструктивно. Команде Филиппова по силам провести изменения в ВАК и достигнуть компромиссов с критиками по многим вопросам. Тем более, что существует поддержка из РАН, Минобрнауки и даже АП. Всё зависит от желания и адекватности восприятия ситуации. На фоне слухов о возможном трансфере власти в РУДН Владимир Михайлович крепко держится за ВАКовское кресло – и скорее окончательно загубит систему аттестации в стране, чем добровольно его покинет. Станет ли третий срок катастрофой для науки и всерьез торпедирует научно-технологический прорыв или г-н Филиппов осмыслит конструктивную критику и проведёт ряд серьёзных изменений в ВАК? Скоро увидим. https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/02/01/79397-ne-bolee-dvuh-srokov-podryad

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Выдача зарплаты водкой учителям. 1996 год.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина предложила проводить в школах специальные уроки на тему раннего материнства. https://www.znak.com/2019-01-29/v_shkolah_predlagayut_provodit_uroki_na_temu_rannego_materinstva

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Ох, не успокоятся эти депутаты!

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Не без ехидства "В помощь реформаторам «Новая газета» предлагает теоретическую базу, призванную облегчить составление сусанинских «дорожных карт» российской науки, продвинутых форм гиперотчетности и инновационных схем псевдосистемной реструктуризации. Успехов вам, дорогие реорганизаторы!" https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/12/23/79039-osnovy-teorii-reformirovaniya-nauki

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Канал «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) в декабре 2018 года и начале января 2019 года опубликовал серию интервью с лидерами научно-образовательной политики России. Нашими собеседниками стали: Ольга Васильева, министр просвещения - https://t.me/scienpolicy/2203 Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ - https://t.me/scienpolicy/2499 Ирина Потехина, заместитель министра просвещения - https://t.me/scienpolicy/2516 Василий Третьяков, генеральный директор «Университета 20.35» - https://t.me/scienpolicy/2526 Валерий Фальков, ректор Тюменского государственного университета - https://t.me/scienpolicy/2540 Роберт Уразов, генеральный директор World Skills Russia - https://t.me/scienpolicy/2550 Мы рады, что читатели канала оценили новый для нас формат диалога, и решили его продолжить. Вскоре вас ожидает вторая серия интервью – собеседники НОП будут не менее интересными, а вопросы станут ещё острее.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Новости из уральской столицы Местное СМИ сообщило, что обсуждается ликвидация "вуза свердловской элиты" УрГЭУ и передача имущества Уральскому институту управления РАНХиГС. С одной стороны, не понятно куда уже разрастаться РАНХиГС, это и так "самый большой вуз Европы", с другой - в прошлом году было ликвидировано 7 филиалов (Адыгейский, Нижнетагильский, Новокузнецкий, Ногинский, Сосновоборский, Тюменский и Якутский филиал). Скорее всего, ликвидация вуза свердловской элиты является попыткой переделать местную экспертную и политическую площадку Свердловской области. УрГЭУ - вуз небольшой и не известный за пределами области, Уральский институт управления же существует под федеральным брендом РАНХиГС - Президентской академии. Причины "вхождения" УрГЭУ в Уральский институт управления РАНХиГС: 1. нехватка помещений - здание УрГЭУ находится рядом и по размером превышает сам Уральский институт управления; 2. консолидация свердловской политической элиты вокруг одной экспертной площадки (сейчас виден перегиб не в пользу филиала Президентской академии); 3. именно РАНХиГС является партнером проекта Кириенко "Лидеры России", но при этом вся свердловская элита сосредоточена в УрГЭУ ,а не на РАНХиГС.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Путин подписал указ о переименовании военных факультетов/кафедр в военные учебные центры

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ подготовил рейтинг ведущих стран мира по затратам на науку. В числе лидеров мы пока что по абсолютному уровню занятости, но во всему, что связано с финансами – далеко не в первом эшелоне. Впрочем, необходимо помнить, что в случае с Россией – это практически целиком и полностью бюджетные средства. Для многих других стран преобладает внебюджетное финансирование науки, исследований и разработок – со стороны бизнеса. Более-менее полная картина будет к лету, когда примут госпрограмму «Научно-технологическое развитие» и в ней аналитически суммируют хотя бы бюджетные траты, а через нацпроекты можно будет спрогнозировать и объемы инвестиций бизнеса. https://issek.hse.ru/news/221864403.html

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Новости подмосковного образования Интересная новость пришла из Подмосковья: известный московский экс-директор Илья Бронштейн назначен Первым заместителем министра образования Московской области. Для подмосковного образования это стратегический шаг в сторону столичного образования. И. Бронштейн один из самых молодых московских директоров, председатель (похоже уже бывший) Молодежной Ассоциации директоров школ Москвы, активный участник обсуждений развития столичного образования. На новом посту будет отвечать за такие ключевые направления, как: 1. повышение качества дошкольного и общего образования; 2. совершенствование системы оценки качества образования; 3. развитие общего образования; 4. создание инклюзивной среды в подмосковных школах; 5. дополнительное образование и воспитание детей. Не зря подмосковное правительство пригласило И. Бронштейна заниматься этими направлениями, именно в системе столичного образования за последние 7 лет добились коренных изменений (конечно, остается и множество проблем). И. Бронштейн имеет большой опыт управления большими образовательными комплексами. Столичное образование начинает влиять на российскую школу не только через трансформацию МЭШ в РЭШ, Москва накопила большой кадровый потенциал, который в ближайшие несколько лет может начать миграцию не только в Подмосковье и соседние регионы, но создавать сеть дружественных бюрократов (а не технократов) по всей стране, что важно в преддверии транзита власти и операции "Преемник".

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Риск-ориентированный Кравцов Один наш "власть предержащий" друг на днях за вкусным ужином спросил: «А зачем вы так Серёгу Кравцова критикуете? И почему столь однобоко освещаете его работу?». На это мы ответили, что всегда за объективность и готовы опубликовать альтернативное мнение или откровенное, честное интервью Сергея Сергеевича по любым темам. Вот и сегодня снова будет критика, потому что мы пытаемся исходить из здравого смысла, а именно его очень сложно увидеть в некоторых плановых мероприятиях Рособрнадзора. Начнём. Есть в Контрольном управлении АП умный человек - заместитель начальника КУ генерал Валентин Летуновский. Это прекрасный аналитик - именно он несколько лет назад придумал внедрить риск-ориентированный подход в работу многочисленных государственных контрольно-надзорных ведомств. Валентин Васильевич Летуновский положил много усилий для того, чтобы в российской системе контрольно-надзорной деятельности (КНД) произошли изменения к лучшему. С уходом его бывшего шефа Константина Чуйченко в Правительство изменились приоритеты работы КУ АП, а реформа КНД забуксовала. Но пока Чуйченко ещё работал на третьем этаже третьего подъезда на Старой Площади, Валентин Летуновский успел "заразить" Сергея Кравцова идеями риск-ориентированного подхода. Ведь всё же Рособрнадзор - один из самых публичных "контролёров". В чём особенность этого подхода? В том что усиленный контроль и проверки нужны там, где есть риски. А где нет рисков - достаточно профилактики и мониторинга. И на этом месте начинаются наши вопросы к Рособрнадзору и его шефу. Сергей Сергеевич неоднократно подчёркивал, что в своей работе ориентируется именно на «рисковую» модель. Как мы знаем, недавно в рамках проверки Рособрнадзора пострадал ведущий университет - ИТМО. То есть нехватка полосы препятствий - это риск? Для подготовки программистов, как мы полагаем, этот риск оказался критическим. Дальше - больше. Многие СМИ пишут о том, что Рособрнадзор будет проверять Высшую школу экономики. И это не обязательная аккредитационная проверка, а именно запланированная проверка работы вуза. Значит, в ВШЭ тоже есть риски? А ещё на сайте Рособрнадзора можно узнать, что ведомство запланировало проверки в других заслуженных вузах - например, в Питерском политехе и Казанском федеральном университете. Да что уж мелочиться, ревизоры Кравцова скоро придут в МШУ "Сколково", из стен которой вышли федеральные университеты, проект "5-100" и сотни менеджеров с элитными компетенциями. Интересно будет посмотреть на ситуацию, если нарушения найдут в МШУ, Попечительский совет которой возглавляет Дмитрий Медведев, совет директоров - Александр Волошин, а в руководстве - Андрей Шаронов и Андрей Волков. Но дело даже не в авторитетах и брендах, а в подходе к работе. Практически в одно и то же время Сергей Кравцов говорит, что к таким мировым лидерам высшей школы, как Синергия и МФЮА замечаний нет, а вот в деятельности "Вышки" и МШУ "Сколково" он видит риски. "Научно-образовательная политика" же, со своей стороны, видит риски именно в таком явно волюнтаристском подходе к работе в деятельности Рособрнадзора. Безусловно, не всё идеально в ВШЭ, вокруг которой сейчас столько лишнего шума. Понятно, что ректорату надо поработать над повышением эффективности внутреннего менеджмента - комплектность справок в личных делах персонала нужно контролировать при приёме на работу. Есть перегибы и с электронными курсами, о чем мы ранее писали. Но всё это можно исправить без "помпы", выбивающей весь вуз из нормального ритма работы и добавляющей репутационных рисков.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Ведомости про проверку в Вышке

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

В Вышке скоро начнётся внеплановая проверка Рособрнадзора. Интересно посмотреть на итоги этой проверки. Отношения Вышки и Рособрнадзора довольно сложные, начиная от критики системы аккредитации и до данных в "Мониторинге качества приёма в вузы", которые не совпадают у Вышки и Рособрнадзора. Внеплановая проверка означает, что был от кого-то сигнал. UPD Уже написали из Вышки, говорят, что проверка все-таки плановая, даже приложили документ об этом. Остаётся только один вопрос: почему в самой Вышке это воспринимается как внеплановая проверка и наблюдается нервозность ППС по этому поводу?

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Грефовский фонд "Вклад в будущее" возглавил бывший главред "Учительской газеты" Пётр Положевец

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Неплохая, но такое чувство, что не законченная статья вышкинского философа Кирилла Мартынова про присуждение звания почётного профессора РАН патриарху Кириллу

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Полоса препятствий ИТМО Петербургский суд временно приостановил лишение ИТМО аккредитации. На данный момент решение Рособрнадзора не действует - до завершения рассмотрения дела по существу. Истцом выступает один из учащихся ВУЗа. В декабре прошлого года служба, выступающая по иску ответчиком, отозвала аккредитацию на образовательную деятельность в отношении уровня профессионального образования по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки среднего профессионального образования "Информатика и вычислительная техника". Проверяющие сочли, что у факультета нет необходимой инфраструктуры для осуществления образовательной деятельности: на арендованном стадионе они не нашли полосу препятствий. Редакция НОП в этом казусе поддерживает ИТМО и смелого студента. https://neva.today/news/student-cherez-sud-na-vremya-vernul-akkreditaciyu-fakultetu-itmo-164989/

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Кек! Патриарх Кирилл стал почетным профессором РАН. «Он большой популяризатор науки <...> Как говорил Эйнштейн, теория относительности говорит о гениальности Создателя, и в этом смысле никаких противоречий нет», — заявила «Интерфаксу» руководитель пресс-службы РАН Светлана Попова. @stormdaily

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Трансформация вместо разгрома А вот, собственно, и все изменения в АСИ, которые критиками Агентства преподносились чуть ли не как его грядущее закрытие. Всего-то «Точки кипения» становятся самостоятельными филиалами при методическом руководстве из центра, а все региональные представительства (за исключением емкого к большим проектам Дальнего Востока) закрываются. АСИ остается существовать в виде своего центрального ядра – более того, получив (подтвердив) дополнительные полномочия по итогам заседания наблюдательного совета: нацпроекты и регионы. С помощью конгломерата центрального проектного офиса и региональных «Точек кипения» будет происходить поиск «узких мест» на пересечении нац-, фед- и регпроектов, деятельности бизнеса, органов власти и общественных организаций. Агентство стратегических инициатив становится не только «опытно-конструкторским бюро» по стыковке идей майского указа с реальностью, но и той «аварийной службой», которая помогает различным типам лидеров оперативно работать на структурном уровне для решения проблем. Причем по «майскому указу» АСИ становится «теневым проектным офисом». Наравне с Общественным народным фронтом и Общественной палатой Агентство стратегических инициатив также превращается в средство гражданского контроля за ходом реализации «майского указа». https://tass.ru/ekonomika/6005969

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Сегодня на Гайдаровском форуме проходя мимо библиотеки Шанинки заметил, что там больше нет знаменитой библиотеки, а просто аудитория - в кулуарах говорят, что там будут учиться чиновники. Просто удивительная история трансформации из библиотеки в чиновничую палату.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Голикова ответила на инициативу о запрете на домашнюю еду в школах Ребенку можно давать с собой в школу нескоропортящиеся продукты, заявила в кулуарах Гайдаровского форума вице-премьер Татьяна Голикова, курирующая социальную сферу. Об этом сообщает ТАСС. «Почему не стоит? Стоит», — заявила она в ответ на соответствующий вопрос. «Можно и бутербродик, и яблочко, и даже не яблочко», — добавила она. Вице-премьер подчеркнула, что подобного запрета не было, «просто кто-то так трактовал». https://goo.gl/4qtGkz

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Модернизация vs Церковь. К вопросу о свежих панчлайнах Совладелец Альфа-банка Петр Авен поднял острую тему отношений треугольника «государство-церковь-общество», обратив внимание на недостаток средств в системе образования, в сравнении с благосостоянием РПЦ. Вложения в церковь Авен назвал «непродуктивными», рассказывая в интервью Ведомостям об опыте поддержки Российской экономической школы. Месседж Авена прозрачен: идея «модернизационного рывка», озвученная Владимиром Путиным, идет вразрез с идеологией клерикализации общества, которую, по его мнению, продвигает государство в альянсе с РПЦ. В своей либеральной прямоте Авен говорит о деньгах, но на наш взгляд, вопрос следует ставить шире: возможно ли строительство современного эффективного государства при искусственных культурно-религиозных ограничениях? Если возможно, то в какой пропорции ставка на церковь оправдана, а где она уже мешает развитию? Многие благосклонно относятся к поддержке ценностей семьи, но в тоже время не хотят, чтобы церковь вмешивалась в медицину (отказ от прививок) или новые технологии (например, провозглашение гаджетов бесовскими технологиями). Россия идет по пути поиска баланса, однако, сложности модернизации могут опрокинуть ситуацию в обе крайности: нас может ждать как усиление «духовных скреп» в качестве ответа на социально-экономические трудности, так и обратная реакция — непрямое изъятие средств церкви на нужды реформ, как это было сделано когда-то руководством СССР. К данной дихотомии применима максима «оба хуже». Однако соблюдение баланса для равноудаленности от этих крайностей — вещь сложная. Не в последнюю очередь его достижение зависит и от непосредственных акторов. Церкви для продвижения своих интересов и повестки придется кропотливой (в т. ч. миссионерской) работой опрокидывать устоявшийся в умах конструкт про 2% воцерковленных против 80%, называющих себя православными. Прогрессистам же — формировать условный медиакит с подборками «историй успехов» российских технологий созданных в России, примененных в России и успешно экспортированных зарубеж с высокой маржинальной прибылью. Без этих наглядных аргументов позиции обеих сторон будут интересны сугубо в режиме политических ток-шоу на федеральных каналах.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Не могу не поделиться! Коллеги из Университета «20.35» опубликовали диалоги с ведущими международными экспертами в сфере образования, в которых обсудили основные тренды, цифровизацию и онлайн-обучение, а также то, как большие данные, искусственный интеллект, блокчейн и другие технологии меняют учебный процесс и образование в целом. Спикеры: ➡️ Анант Агарвал, основатель и генеральный директор edX ➡️ Джошуа Брогги, основатель и директор первого блокчейн-университета Woolf ➡️ Софи Чен, партнер JMD Education Media ➡️ Патрик Бразерс, сооснователь Holon IQ ➡️ Филип Реджир, декан по образовательным инициативам и генеральный директор Института онлайн образования EdPlus Аризонского государственного университета ➡️ Кэмерон Уилсон, исполнительный директор и президент коалиции Code.org ➡️ Тони Бранденбург, международный консультант по образованию, советник ISTE (Международного сообщества по технологиям в образовании) ➡️ Марк Аткинсон, сооснователь и генеральный директор Mursion ➡️ Робин Голдберг, исполнительный директор по приему и внеучебной работе со студентами Minerva at KGI ➡️ Ричард Кулатта, генеральный директор ISTE (Международного сообщества по технологиям в образовании) ➡️ Чарльз Джубан, руководитель инициативы по оценке эффективности преподавания в Университете Центральной Флориды, признанный эксперт по учебной аналитике ➡️ Ю-кай Чоу, всемирно известный эксперт в области геймификации образования, основатель модели «Октализ» ➡️ Элизабет Оуэн, директор по обучению и анализу данных Age of Learning Все видео размещены на канале Университета «20.35»: https://www.youtube.com/playlist?list=PLg-84tainHs8v_4Gbz5_QdfkONkVJg8kT

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

​​Сколько стоит обучение в лучшем вузе Европы

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Игорь Реморенко в конце декабря уже прошлого года провел в своём МГПУ стратегическую сессию со своими сотрудниками, посвящённую развитию университета. Стоит отметить, что Игорь Михайлович очень активно включился в процесс массовой цифровизации образования, поэтому не стоит удивляться 5 ключевым направлениям развития МГПУ, которые были представлены: 1. обновление образовательной программы 2. исследования в области цифрового образования 3. инновации и студенческие стартапы 4. цифровой кампус 5. сообщество выпускников сетей. Реморенко сильно выделяется, когда проводит такие сессии, на которых сотрудникам представляются стратегические трекеры развития университета. Далеко не каждый ректор/декан готов разговаривать со своими сотрудниками на равных. Еще так же проводит сессии по развитию со своими сотруднками и готов услышать обратную связь Исак Фрумин. (Чувствуются традиции "красноярской школы")

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

#цифровоеобразование Университет «20.35» опубликовал цикл диалогов об образовании будущего Это серия блиц-интервью со спикерами Edcrunch-2018 - конференции о новых образовательных технологиях. Мировые и европейские лидеры «нового образования» обсудили основные тренды современного образования, цифровизацию и онлайн-обучение, а также то, как большие данные, искусственный интеллект, блокчейн и другие технологии меняют учебный процесс и образование в целом.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Эксклюзивное интервью Ярослава Кузьминова (ректора ВШЭ) для канала «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) (5/5) НОП: "Научно-образовательную политику" ежедневно читают тысячи экспертов в сфере образования и науки. Среди них сотни ваших коллег - ректоров, а также руководители от образования различных уровней - от глав департаментов в небольших городках до федеральных министров. Чего бы Вы пожелали коллегам в новом году? Какие тренды в высшем образовании станут для них ключевыми в 2019м? ЯК: В 2019 году стартуют нацпроекты, так что грядут новые конкурсы, откроются новые возможности. Желаю найти команды, вместе с которыми можно развивать университет. Уверен, что ядро такой команды есть в каждом вузе. Еще больше повысится избирательность сильных абитуриентов. Помните, что никто, кроме вас, не виноват в том, что они от вас уходят. Меняйтесь, будьте более конкурентоспособны. Это очень редко можно достичь сразу на всех направлениях. Ищите сильных партнеров в России и за рубежом. С очень большой вероятностью Правительство откроет возможности широкого использования онлайн курсов в образовательных программах вузов. Помните, что магистральный путь для очного высшего образования – это так называемое «смешанное обучение», когда МООС является частью учебного курса с «живыми» семинарами и проектами. В результате выигрывают не только ваши студенты – развиваются ваши молодые преподаватели. Оборотная сторона конкурентоспособности образовательных программ вуза – его научное и проектное лицо. Уверен, что Минобрнауки уже в 2019 устранит все правовые препятствия для интеграции университетов с институтами РАН и отраслевыми лабораториями. Опыт Вышки (а до нее – Физтеха и НГУ) показывает, что реальная интеграция не требует никаких слияний и поглощений. Просто ученые РАН должны чувствовать себя хозяевами, а не приглашенными работниками на своем факультете, на своей образовательной программе.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Эксклюзивное интервью Ярослава Кузьминова (ректора ВШЭ) для канала «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) (4/5) НОП: Высшая школа экономики считается самым либеральным и демократическим вузом страны. Как Вы считаете, не чрезмерно ли студенческое "народовластие", ведь после "Вышки" им придется выходить во взрослую жизнь, в которой все далеко не так, как оно видится в либеральном заповеднике ВШЭ? ЯК: Выпускники ВШЭ – среди лидеров в известных мне измерениях успешности и дохода после вуза. Так что им, похоже, во взрослой жизни это не мешает). Но в Вашем вопросе смешаны две малосовместимые оценки. Мне кажется, либеральный вуз – это вуз, который снисходительно относится к тому, что студенты не учатся, не выполняют учебную программу. Таким вузом ВШЭ точно не является. Если Вы говорите о системе обязательной оценки студентами качества каждого учебного курса или о выборах лучшего преподавателя – то такие вещи работают в подавляющем большинстве ведущих университетов мира. Никакого отношения к либерализму и демократии они не имеют – это просто обратная связь. ВШЭ еще имеет мощную внутрикампусную социологию, наверное мы здесь лидеры, и не только в России. Лучший способ подготовить наших студентов к взрослой жизни, увеличить их шансы на успех - это научить их профессионализму, ответственности и умению выбирать. И еще – научить их не врать, добиваться успеха, не обманывая ни других, ни – в конечном счете – себя. Вышка очень жесткий вуз, мы с первых месяцев приучаем студент ов к ежедневной работе и ответственности. Из когорты принятых на первый курс заканчивают в срок 60%, еще 20% - берут еще год, переводятся на другую программу в той же ВШЭ, 20% уходят – переводятся в другие вузы, где требования либеральней. Если Вы спрашиваете, демократы ли мы – да, мы считаем, что каждый имеет право голоса и не должен бояться критиковать то, что ему не нравится. Но демократия – это власть большинства. У нас Ученый совет заворачивает до трети предложений ректората, иногда заставляя нас существенно дорабатывать – это демократия. А если Вы подразумеваете микро-демонстрацию группы недовольных позицией Студсовета студентов перед залом УС «против блокирующих оценок» - мы внимательно к ним отнеслись. Дали слово на УС. Но после обсуждения приняли то решение, против которого эти студенты выступали. Я помню, когда принимался закон о реновации в Москве, перед Госдумой тоже были митинги несогласных. Их никто не разгонял, а Володин приглашал в Думу и с ними встречался. Демократия – это уважение к меньшинству, но это всегда власть большинства. И демократия – это власть институтов, а не власть толпы. Толпа не думает, за нее всегда думают отдельные люди, которые ее заводят и направляют. Вот что мы точно хотим воспитывать в наших студентах – умение анализировать и не поддаваться демагогии.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Эксклюзивное интервью Ярослава Кузьминова (ректора ВШЭ) для канала «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) (3/5) НОП: Несколько месяцев назад на конференции Edcrunch Вы сделали почти революционное заявление, рассказав, что многим университетам предстоит перевести лекционный контент в онлайн-формат. При этом менее популярным вузам вполне логично было предложено использовать онлайн-курсы от более успешных коллег - таких как ВШЭ. По наблюдениям "Научно-образовательной политики", подавляющее большинство вузов пока очень слабо представляют себе переход на такой формат работы. Во многом это обусловлено крайне низкими компетенциями ректоров и проректоров в области цифровой трансформации образования. Какие шаги запланировала ВШЭ как идеолог и один из лидеров цифровизации высшего образования в России? Планируются ли совместные проекты с Университетом НТИ 20.35 Дмитрия Пескова и/или формирование компетенций у руководителей вузов через инструментарий федпроекта "Новые возможности для каждого", входящего в НП "Образование"? ЯК: Скажу откровенно, что и для нас это малоизведанная территория, хотя мы понимаем неизбежность изменений. Мы сейчас сами пробуем, собираем лучшие практики и хотели бы кооперироваться с разными университетами в экспериментальной отработке и самих курсов, построенных по принципу смешанного обучения, и системы управления учебным процессом. Сейчас у нас идут переговоры о такой совместной работе с рядом университетов. Кроме того, мы, конечно, сотрудничаем с Университетом НТИ. Во-первых, мы совместно запускаем магистратуру «Цифровая трансформация образования», куда смогут пойти учиться и разрабатывать новые решения специалисты по цифровизации из разных университетов. Мы думаем, что эта магистратура продолжится и аспирантурой. Во-вторых, мы вместе разрабатываем разные модели цифровой трансформации университетов и думаем «прокачать» их на программе Остров университета НТИ. Конечно, нас огорчает, что национальная платформа открытого образования оказалась сегодня на периферии образовательной политики. Было бы ошибкой потерять этот уникальный опыт и огромный ресурс. Будем стремиться расширять как состав университетов, представляющих на ней свои онлайн курсы, так и число вузов России, включающих эти курсы в свои образовательные программы. Здесь решающее слово принадлежит Минобрнауки России и Рособрнадзору. Руководители вузов должны получить однозначные нормы, открывающие путь к массовому использованию цифры в образовании. Альтернативы этому нет. Откладывая проблему, мы усугубляем отставание и российского образования в целом, и каждого нашего вуза в отдельности.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Эксклюзивное интервью Ярослава Кузьминова (ректора ВШЭ) для канала «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) (2.2/5) ЯК: Прежде всего, нам кажется, что в нынешней международной атмосфере высшее образование становится главным элементом мягкой силы для нашей страны. Оно реально может стать основным окном мира в Россию и России в мир. Нынешняя стратегия явно слаба для этой задачи. Я назвал бы ее вялой и скучной. Прямое привлечение иностранных студентов – это главный инструмент «мягкой силы». Он был и остается таковым для всех стран, в которых обучается, по крайней мере, несколько сот тысяч иностранцев, а это США, Великобритания, Китай, Австралия, Франция, Канада, Россия, Германия. (именно на эти страны приходится почти 75% иностранных студентов во всем мире). Мы находимся в этой группе лидеров в значительной степени благодаря «советскому наследию». Сегодня речь идет о том, чтобы добиться сочетания политики «мягкой силы» с полноценным экспортом образовательных услуг: во многих из перечисленных выше стран эта система работает уже существует уже давно. И здесь необходимо сразу отметить три важных обстоятельства. Во-первых, рынки, которые вы называете «традиционными», для российских вузов таковыми уже больше не являются: только 25% иностранных студентов у нас – из Азии, порядка 13-14% - из Африки и меньше 2% из Латинской Америки. На этих рынках мы находимся в острой конкурентной борьбе с университетами из США, Европы, Австралии и Китая. Во-вторых, в этой конкурентной борьбе университеты повсеместно пользуются поддержкой со стороны своих государств. Минобрнауки вместе с «Россотрудничеством» остаются главными контрагентами российских вузов в этой борьбе. В-третьих, каким бы крупным и известным ни был один отдельно взятый вуз, он не может быть единственным центром экспертизы в той или иной области государственной политики. Например, более 40% иностранных студентов учится на медицинском или инженерно-техническом направлениях, что отнюдь не соответствует профилю МГУ или «Вышки». Но у нас есть свои наработки, которыми мы готовы делиться, например, программы, на которые едут студенты из Европы или дистанционные технологии тестирования иностранных абитуриентов, чем заинтересовалось Россотрудничество. Кстати, если оно ориентировано исключительно на набор иностранцев на бюджетные места («мягкая сила»), то в его распоряжении есть и инструменты, которые могут быть полезны вузам и для коммерческого набора. Мы находимся в режиме постоянного диалога с Россотрудничеством, Министерством, университетами 5-100 по этим и другим вопросам. Нам нужны скоординированные коллективные усилия ведущих российских вузов, Министерства, «Россотрудничества», и возможно, «Российского экспортного центра» с целью создания современной российской системы экспорта образования. При этом ясно, что ресурсов на резкое расширение бюджетной поддержки иностранных студентов у нас нет. Поэтому, в условиях нынешних бюджетных ограничений наиболее реальным направлением продвижения нашего образования становится онлайн образование, или смешанные формы, которых у нас сейчас совсем недостаточно. Напомню, что ведущие американские университеты уже начали свои программы «digital degree» исключительно на базе своих МООС. Вышка, Физтех, СПбГУ уже сейчас очень активны на международных плат формах он-лайн образования. Нужна серьезная поддержка государства для того, чтобы представительство российских вузов на этих платформах и в российской национальной платформе увеличилось бы в разы.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Эксклюзивное интервью Ярослава Кузьминова (ректора ВШЭ) для канала «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) (2.1/5) НОП: Известна Ваша позиция в части необходимости повышения глобальной конкурентоспособности за счёт экспорта профессионального образования. Нужно упростить доступ платежеспособным иностранным студентам (особенно к нашим магистратурам и аспирантурам), а российским вузам более активно включиться в создание и продвижение онлайн-курсов. "Вышка" проводит по этим направлениям большую работу, но если говорить о знакомстве зарубежных студентов с нашими вузами - тут мы сильно уступаем западным университетам. Нашу систему высшего образования знают преимущественно на "традиционных" рынках - в Азии, Африке и Латинской Америке. Проблема обусловлена, в том числе, довольно однобоким освещением российского образования центрами Россотрудничества за рубежом и довольно скромными шагами Минобрнауки в части повестки международного сотрудничества. С учётом международных компетенций ВШЭ, узнаваемости бренда вуза и большого количества мобильных экспертов и учёных с международным признанием, нет ли в планах принять более активное участие в этой работе? Например, совместно с Россотрудничеством "освежить" презентацию системы ВПО России и расширить повестку регулярных переговоров Минобрнауки России с зарубежными коллегами?

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Эксклюзивное интервью Ярослава Кузьминова (ректора ВШЭ) для канала «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) (1/5) НОП: В ушедшем 2018 году ВШЭ и ЦСР представили экспертный доклад "12 решений для нового образования". Ключевым тезисом там было хроническое недофинансирование российской системы образования. Доклад был горячо поддержан одними и не менее пламенно подвергнут критике другими. Недавно были утверждены паспорта нацпроектов "Образование", "Наука", "Цифровая экономика РФ". Все они имеют отношение к успеху или не успеху реализации "двенадцати решений". Как Вы оцениваете перспективы предложенных решений? ЯК: Все же ключевым тезисом нашего доклада было не утверждение о недофинансировании, а то, что образование в России может стать реальным двигателем экономики через развитие человеческого капитала. Для этого нужны инвестиции. Подчеркну, не расходы, а инвестиции. Мы рады, что значительная часть идей нашего доклада отражена в Указе Президента, а сейчас и в национальных проектах. Но мы огорчены, что запланированные инвестиции составляют лишь одну восьмую от того, что предлагалось в докладе. Поэтому, можно ожидать лишь довольно точечный эффект от национальных проектов. Они имеют неплохие перспективы с точки зрения прорыва лидеров, развития талантов. Но их эффект для социальной мобильности, для равномерного территориального развития будет ограничен. Особенно нас беспокоит недофинансирование массового высшего образования. К сожалению, в проектах не предусмотрено решение одной ключевых проблем образования – школьной неупешности. Напомню, что согласно PISA, 25% российских школьников не осваивают на функциональном уровне минимум один из трех ключевых предметов школьной программы, а 14% - два предмета и более. Это сильно коррелирует с долей экономически и социально неуспешных взрослых. Образование двигает экономику не только через таланты, но и через масштаб человеческого капитала страны, который оно формирует. Не справившись с высокой неуспешностью в школе, мы не можем рассчитывать на существенный прирост производительного человеческого капитала через 10-15 лет. Другими словами, не приступив к решению задачи сегодня, мы примерно в два раза снижаем темпы роста российской экономики в 2035-2050 гг. Частично проблема неуспешности может быть решена за счет цифровых образовательных программ, «настраивающихся» на особенности каждого ученика. Но мы здесь тоже рискуем отстать – создание и апробация таких решений пока профинансированы только для трех предметов основной школы – математики, информатики и технологий. Если мы начнем двигаться по остальным предметам с отставанием на 3 года – потеряем темп. Надеюсь, у Правительства хватит здравого смысла не омертвлять десятки миллиардов рублей, направляемых сегодня на широкополосное подключение школ и сетевые решения. НОП: В судьбе каких федеральных проектов и в каком статусе примет участие ВШЭ? ЯК: ВШЭ – это университет, и это исследовательский и экспертный центр в области науки и образования. В этих качествах мы и собираемся принимать участие в реализации Нацпроектов. Мы рассчитываем развить свои возможности, участвуя в конкурсах нацпроектов «Наука» и «Цифровая экономика». В первую очередь это программа научных центров мирового уровня, где мы предполагаем участвовать в двух направлениях: социально-экономические и гуманитарные науки и науки о данных и информационные технологии; программа поддержки математических центров. Безусловно, наши НИИ и департаменты будут участвовать в массовых конкурсах поддержки лабораторий молодых ученых и проектов аспирантов. Надеемся, что активное участие ведущих университетов нашей страны сможет обеспечить успех нацпроектов в соответствующей части. ВШЭ не претендует на роль оператора в каких-то федеральных проектах. Вместе с тем, собираемся продолжать мониторинг и исследования развития науки и образования, в том числе в части эффективности нацпроектов.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Сегодня телеграм-каналу "Научно-образовательная политика" @scienpolicy исполняется ровно год. Был небольшой период Яндекс.Дзена, который мы познали, но перешли в самое эффективное информпространство. Спасибо всем нашим читателям, коллегам, друзьям и недругам - всем кто был с нами этот год. Благодаря вам мы становимся лучше. Нам с вами повезло жить в такое время, когда политика в области науки и образования наконец является приоритетом в развитии нашей страны. Сделано многое, а предстоит ещё больше. Есть поводы для гордости, а есть - и для жесткой критики. Обо всём этом писала и продолжит писать "Научно-образовательная политика". При подготовке публикаций мы всегда стараемся узнать факты из первых рук, за что нас и уважают коллеги. Если говорить о научно-образовательной политике в России, невозможно обойти стороной мнение Ярослава Кузьминова - основателя и ректора НИУ "Высшая школа экономики". Последние 20 лет Ярослав Иванович является одним из основных авторов государственной политики в этой сфере. Высшая школа экономики, в свою очередь, безусловно переросла статус и роль просто ведущего вуза России. "Вышка" давно стала для нашего государства одним из основных центров компетенций, откуда исходят очень многие инициативы, которые потом озвучивают Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Сергей Кириенко, Вячеслав Володин, Татьяна Голикова, Ольга Голодец, Алексей Кудрин и еще десятки лидеров России. Сегодня мы публикуем первое из обещанных ранее "юбилейных" интервью с ведущими экспертами в области научно-образовательной политики.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Только обратили внимание на то, что декан Факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ С. Караганов занимает сразу 2 должности - декан и научный руководитель факультета. Это довольно странно, так как должность научного руководителя придумана как раз для того, чтобы сажать туда бывшего декана или известного специалиста из научной сферы. Поэтому забавно, что С. Караганов занимает одновременно эти 2 должности. Пока 3 рабочих версии: 1. Готовится, как ранее писала Научно-образовательная политика, смена декана факультета, его заменит известный дипломат. 2. На официальном сайте ВШЭ серьезная опечатка. 3. Караганов реально занимает эти 2 должности de jure и de facto. 1 версия – высокая вероятность; 2 версия – менее вероятна, так как Вышка следит за своим сайтом и там сложно обнаружить опечатки такого масштаба; 3 версия – средняя вероятность и, скорее всего, она связана с 1 версией, уже идет подготовка транзита власти декана: Караганова скорее всего на должность научного руководителя, а «известного дипломата» на должность декана. Данная модель транзита власти довольно хорошо обкатана в Вышке, можно просто посмотреть на часть научных центров Института образования, где появились научные руководители из числа бывших руководителей этих же центров, а на факультетском уровне эта модель была обкатана в прошлом году с Факультетом гуманитарных наук, где бывший декан Руткевич стал научным руководителем факультета.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

В Znak вышло занятное интервью с президентом Ассоциации русскоговорящих ученых за рубежом, деканом факультета биомедицинской инженерии Университета Джорджа Вашингтона Игорем Ефимовым. Хотели бы отметить несколько важных цитат: 1. "На сегодня Россия сохраняет очень серьезные позиции в математике, науке о материалах, физике, химии, информационных технологиях. В сравнении с СССР это не так уж много. Но и пытаться объять все или почти все области науки, как это делали в Советском Союзе, сегодня не нужно. Так не поступает даже Америка, а маленькие страны, напротив, находят себе уникальные ниши и занимают их. В этом плане мне понравилась структура «Сколтеха»: там понимают, что не смогут охватить все, выбрали пять компетенций, в которых Россия сохранила потенциал: космос, информационные технологии, биологию, науки о жизни, физику, — и стратегически их развивают." 2. "Аспирантам нужно платить не 7 тысяч рублей, а по крайней мере 70, а когда они станут научными сотрудниками — не 30 тысяч, а в пять раз больше. Пока с этим проблемы, но по-другому науку не возродить. " 3. "Выбор очень простой, вернее его нет, если ты хочешь работать на мировом уровне и получать гранты на несколько миллионов долларов, чтобы проводить самые сложные исследования: в России таких грантов молодым ученым не дают. "

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Как вы могли заметить название нашего канала немного изменилось. Теперь мы называемся «НОП – Лаборатория образовательной политики» — это связано с выстраиванием долгосрочного сотрудничества с каналом Научно-образовательная политика.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Решили повторить нашу подборку книг по образовательной политике, которую мы публиковали в прошлом году на Дзене. P.S. Пройдите опрос пожалуйста, от этого будет зависеть будущее этого формата.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

@tyumen_science

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Дорогие читатели! Обещаем, что больше так не выпадем из реальности, как это случилось во второй половине прошлого года. Поэтому хотим поддержать Научно-образовательную политику и их публикацию про Гайдаровский форум нашей инфографикой. Мы пока только начинаем укрощать этого инфографического монстра, так что не судите строго, пожалуйста. Решили посмотреть на количество дискуссий на Гайдаровском форуме про образование. К сожалению, данные есть только за 2017-2019 года, так что довольствуемся малым. Что интересно? В целом, если вспомнить темы дискуссий начиная с 2010 года, то можно смело сказать, что их число увеличивается и с 2017 года начался не только процесс увеличения образовательных дискуссий, но и повышение их качества. По нашему мнению, самая заметная и значимая дискуссия была в 2017 году под названием "Университет 3.0". Особенности образовательных дискуссий на Гайдаровском форуме-2019: 1. 2019 год немного просел не только по количеству дискуссий, но, к сожалению, и по качеству. Не знаю кто отвечал/отвечает содержательно за дискуссию по Lifelong Learning, но... что там делает гибридный политолог Шульман? Она не специалист в образовании, она даже.... так себе политолог. Что у нас нет экспертов по LLL? Есть целая группа по LLL в Институте образования ВШЭ. Не хотите ВШЭ? В РАНХиГС есть целый Центр экономики непрерывного образования, который возглавляет Татьяна Клячко! Почему нет ни одного эксперта по LLL? 2. Просмотрев экспертов образовательных дискусий на Гайдаровском форуме-2019 сразу бросается в глаза, что по сравнению с другими годами, в этом году отчетливо прорисовывается крен в сторону (1) чиновников и (2) ФИРО в лице Дулинова, при этом сокращается участие сотрудников Института образования ВШЭ. Похоже с 2019 года в связи с вхождением ФИРО в РАНХиГС будет происходить поляризация ключевых образовательных стейкхолдеров: ФИРО будет все больше курировать образовательные дискуссии на Гайдаровском форуме, а Институт образования перейдет, скорее всего, на площадку Апрельской конференции ВШЭ.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

@scienpolicy спасибо за поздравление с Новым годом! Мы тоже вам желаем всего самого лучшего - инфоповодов, интервью, текстов. Предложение приняли, осталось решить со средством коммуникации (хочется анонимными все-таки оставаться). На самом деле, спасибо за ваши слова. Это реально важно, так как не всегда ясно правильно ли мы идём или нет. Редакция @edpolicylab

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Спросили бы студентов ВШЭ хотят ли они учиться онлайн при условии оплаты обучения. Много недовольных будет.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Сколько страны тратят на НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Виктор Антонович, простите, но не ЕГЭ препятствие к появлению новых Колмогоровых, а старые засидевшиеся функционеры от науки как вы, пытающиеся ввести церковнославянский язык в школе и теологию в университетах и считающие это все прогрессом в российском образовании и наука, хотя это полный регресс.

   Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Лаборатория образовательной политики им. Фуллера

Наука перешла из Департамента промышленности и инновационного развития Правительства Москвы в Департамент образования, преобразовав последний в Департамент образования и науки Правительства Москвы.