34 Подписчиков

История в искусстве

Поделитесь каналом с друзьями

Канал с обзорами шедевров архитектуры и живописи в контексте исторических событий. Подписавшись на нас, вы узнаете о том, чем восторгается мир и найдете вдохновение в новых образах.

Последние посты

История в искусстве

История в искусстве

​Хозиос Лукас, 11 век Монастырь преподобного Луки — православный монастырь в Греции. Расположен на западных склонах горы Геликон в окрестностях города Дистомо (Беотия) и в 37 километрах от города Дельфы (Фокида). Монастырь знаменит мозаиками, древнейшие из которых восходят к XI веку. Монастырь был основан преподобным Лукой Стириотом, который, как отшельник, поселился на склонах Геликона около 946 года. Вскоре вокруг него образовалась монашеская община, и было начато строительство первого монастырского храма во имя святой Варвары. Лука скончался в 953 году и был погребён в своей келье, над которой позднее была построена небольшая церковь. Монастырь возглавил Филофей, завершивший строительство церкви Святой Варвары. При нём, благодаря поддержке Константинополя, началось активное развитие монастыря. Был построен кафоликон, украшенный в начале XI века мозаикой, и крепостная стена вокруг монастыря. После захвата в 1204 году столицы Византийской империи крестоносцами монастырь сильно пострадал от завоевателей: были утрачены многие его реликвии и сокровища, а сам он был передан ордену тамплиеров. Во второй четверти XIII века монастырь был разграблен ахейским князем Жоффруа II де Виллардуэном, который вывез из монастыря в Венецию мощи преподобного Луки. В 1312 году монастырь вновь был разграблен франками. Позднее монахи вернулись в него, но своё величие Осиос Лукас утратил. При султанах Селиме I и Сулеймане I монастырь 20 лет был необитаем, кельи разрушались, а кафоликон лишился крыши. Восстановить монастырь помог константинопольский патриарх Иеремия I, также он дал монастырю независимость от местных церковных иерархов. Путешественники XVII века уже описывают монастырь как процветающий и называют его самым красивым в Греции. Во время войны за Пелопоннес между турками и венецианцами в конце XVII века монастырь был ограблен турками и албанцами. Монастырь был центром греческого национально-освободительного антитурецкого движения. В 1780 году в нём 95 партизан во главе с Андрицосом Верусисом в монастырской башне держали осаду против трёхтысячного турецкого войска и ушли из монастыря невредимыми.26 марта 1821 года в монастыре епископ Салонский Исаия, вслед за митрополитом Германом, благословил знамя греческого национального восстания против турецкого ига. В ответ на поддержку монастырём повстанцев турки 14 июня 1822 года вошли в монастырь и разрушили его. Был сожжён иконостас церкви Богоматери, потеряна серебряная доска, на которой была написана история основания монастыря, мозаики были закопчены пламенем, разводимым в кафоликоне турками и мрамор потерял блеск. Во время Второй мировой войны монастырь подвергся бомбардировке — в 1943 году на него было сброшено 16 бомб, которые разрушили трапезную и повредили стены кафоликона. Реставрация монастыря началась в 1958 году. По настоящее время Фонд археологических ресурсов Министерства Культуры Греции осуществляет восстановление и консервацию мозаик кафоликона. В 1980 году из иконостаса кафоликона были украдены четыре иконы XVI века, написанные Михаилом Дамаскином. В 1986 году из Венеции в Осиос Лукас вернулись мощи его основателя — преподобного Луки Елладского. Монастырь Осиос Лукас — крупнейший из трёх памятников монументального византийского искусства XI века наряду с Дафни и Неа Мони. В 1990 году включён в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время этот действующий мужской монастырь, находится в юрисдикции Элладской православной церкви, является популярным паломническим и туристическим центром Греции.

История в искусстве

История в искусстве

​Кафоликон монастыря Хозиос Лукас в Фокиде. Внутренний вид. 10-11 вв. Значительное количество крестовокупольных церквей было сооружено на территории Греции. Известны два их типа: церкви, где паруса крепятся на свободно стоящих опорах (собственно крестовокупольный тип), и церкви, где тромпы опираются на торцы стен (так называемые церкви с куполом на восьми опорах). К концу 10 — первой половине 11 в. относится комплекс двух церквей в монастыре Хозиос Лукас в Фокиде . Большая из них — Кафоликон — имеет центральный купол на тромпах, опирающихся на торцы стен. В непосредственно примыкающей к Кафоликону церкви Богоматери паруса укреплены на четырех свободно стоящих колоннах. В интерьере Кафоликона господствует широкая чаша купола. Центричность просторного подкупольного пространства подчеркнута с большой силой. Небольшие затененные угловые помещения перекрыты крестовыми сводами. Видимые через трехчастные двухъярусные арки, пересекающие боковые рукава креста, эти тесные помещения составляют своего рода богатый орнаментальный аккомпанемент, сопровождающий главную тектоническую тему центрического купольного здания. Сложность и мощь форм интерьера выражены и во внешнем облике храма — широком, грузном, прорезанном многочисленными окнами; кладка из камня и плинфы (плоских квадратных кирпичей) придает узорность поверхностям стен.

История в искусстве

История в искусстве

​Мечеть Будрум-Джами, 10 век. Образцовой постройкой крестовокупольного типа считалась освященная в 881 г. императором Василием I пятиглавая церковь «Неа» («Новая») в Константинополе (не сохранилась). По всей вероятности, под воздействием ее архитектуры был сооружен во второй четверти 10 в. дворец Мирелейон (ныне храм под турецким названием Будрум-Джами) в Константинополе. Центральный купол храма (Мирелейон имеет еще один купол, которым покрыто среднее звено нартекса — притвора) укреплен на четырех свободно стоящих столбах, боковые рукава креста перекрыты крестовыми сводами. Мирелейон — дворец византийского императора Романа Лакапина в Константинополе, от которого сохранилась единственная церковь начала X века, обстроенная со всех сторон современными зданиями и действующая в качестве мечети Будрум-джами. Ещё до взошествия на престол Лакапин приобрёл «дом мирры» неподалёку от берега Мраморного моря и начал строительство здесь дворца, который должен был соперничать в великолепии с Большим императорским дворцом, расположенном на расстоянии километра. В основу дворца Лакапина легла превращённая в цистерну ротонда V века с куполом диаметром 41,8 м — вторым по величине после римского Пантеона. После изгнания Лакапина из столицы дворец был обращён в женский монастырь, а в построенной императором дворцовой церкви нашли упокоение не только он сам, но и его супруга и сын-соправитель Христофор. Роман и Христофор были первыми императорами, похороненными за пределами церкви Двенадцати Апостолов. Во времена Латинской империи семейная святыня Лакапинов была предана огню и заброшена. Только в 1500 году визирь Баязида II обратил внимание на пустующий храм, отремонтировал здание монастырского кафоликона, пристроил к нему минарет и превратил в мечеть, которая, впрочем, пустовала после разрушительных пожаров 1784 и 1900 годов. В 1964—65 годах была предпринята довольно варварская попытка реставрации, следы которой удалось загладить только к 1986 году. Средневековый интерьер Мирелейона ныне безвозвратно утрачен, однако внешний облик храма не претерпел значительных изменений. Длина стены четверика не более девяти метров; над ним парит световой барабан с полукруглыми окнами.

История в искусстве

История в искусстве

​Храм Святой Ирины,9 век Большим этапом истории византийского искусства был период укрепления (середина 9 — середина 11 в.) и период полного господства (середина 11— начало 13 в.) феодальных отношений. Первый период иногда условно называют македонским, по имени правившей в Византии с 867 по 1057 г. македонской династии. Благодаря успешным войнам Византия возвратила себе ряд земель, в том числе Северную Сирию. Укрепилось государство, а вместе с укреплением феодальных отношений в Византии откристаллизовались и каноны средневековой культуры. Процесс подчинения искусства строгим правилам, выработанным на основе победившей эстетики иконопочитателей, происходил при сложных взаимоотношениях официального константинопольского искусства и местных провинциальных художественных школ. В искусстве получили отражение художественные взгляды различных общественных групп. Кроме того, общая тенденция «грецизации» культуры, вплоть до отказа от латинских терминов в административном обиходе, сопровождалась возросшим интересом к античности. В церковной архитектуре 9 в. утвердился в качестве ведущего крестовокупольный тип храма, основным признаком которого стал купол в центре здания, укрепленный на четырех столбах, и крестообразно расходящиеся от купола «рукава» креста — крытые сводами проходы. Все пространство, от северной до южной стены, от главного входа до абсиды, связано воедино и подчинено центральному куполу. Эта главная тектоническая тема развивается через сочетание взаимодополняющих друг друга отдельных ячеек: сводчатых проходов и угловых помещений. Наружные объемы Зданий, приобретя большую расчлененность, группируются вокруг главного купола, повышаясь к центру здания. Если внешний облик храма более раннего времени был обычно маловыразителен и весь художественный эффект заключался в интерьере, то зодчий крестовокупольного храма выявлял его планировку и конструкцию во внешних формах и внимательно обрабатывал стены здания снаружи. Архитектура средневекового византийского крестовокупольного храма не имеет ничего общего с античной ордерной системой. Тяжелая масса стены и мощные опоры не подчинены рациональному ордерному членению. Художественно-тектоническую красоту храма составляет строгая логика развития объемов (и соответствующего им сложного пространства), в которой объединяются разномасштабные и разнозначимые элементы. Пропорции здания не соразмерны пропорциям человека, как было в античном зодчестве, но в развитой средневековой архитектуре Византии всегда есть определенное масштабное соответствие храма человеку, а также ясность развития и пластическая завершенность архитектурных форм. Большие поверхности стен, опор и перекрытий покрывались в интерьере росписью, которая строгой системой размещения сюжетов перекликалась с последовательно разработанной тектоникой.

История в искусстве

История в искусстве

​Церковь Святой Ирины Одна из самых ранних сохранившихся церквей Константинополя, посвящена «Святому миру», не святой Ирине. Церковь расположена в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет в первом внутреннем дворе дворца Топкапы. Айя-Ирена представляет новый для VI века тип базилики в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Внутри стоит саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина. Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. В мае — июле 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора. В 346 году около храма погибло свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. В 532 году, во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при Юстиниане в 532 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения в 740 году, после чего была большей частью перестроена. Фигурные мозаики погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе красуется мозаичный крест. После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило. Благодаря чему до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь). На протяжении XV—XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращён в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом. С 1980 года — основная площадка для ежегодного международного музыкального фестиваля.

История в искусстве

История в искусстве

​С Днём Святого Патрика, друзья! 17 марта — день памяти покровителя Ирландии, святого Патрика (St. Patrick's Day). Святой Патрик, по преданию, принес христианство на языческий остров и изгнал всех змей. В честь святого Патрика устраивается парад с песнями и плясками, ирландское пиво льется рекой. 17 марта — праздник не только ирландского святого, но и ирландской души. Этот праздник перерос национальные границы и стал своего рода международным днём Ирландии. В разных городах мира — в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, Мельбурне празднуют день святого Патрика. Яркие шествия, парады и гуляния людей, одетых в зелёное (национальный цвет Ирландии) заметны всюду, где проживают ирландцы. В петлицу в этот день вдевают клевер, символ Ирландии и удачи. С именем святого Патрика связано множество легенд, например, о том, что он с помощью трёхлистного клевера объяснял людям понятие Святой Троицы. «Так же, как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трёх лицах», — это фраза святого уже стала хрестоматийной. В Ирландии существует традиция прикреплять к одежде трилистник, символизирующий крест, цвет католицизма, да и символьный цвет самой «изумрудной страны». Сложен церковный гимн, в котором повествуется о том, что святой Патрик при помощи трилистника прервал языческий ритуал, который совершался в селении Тара, королевской столице Ирландии тех времён. Святой Патрик — один из самых почитаемых во всем мире святых. Западная Церковь отмечает день его памяти 17 марта, в ряде православных Церквей его память чтится 30 марта по новому стилю (17 марта по старому стилю). Но у Дня святого Патрика есть и языческие мотивы. Так, одним из его непременных героев являются лепреконы — сказочные башмачники, владеющие спрятанным горшком с золотом. Если удачливому искателю сокровищ удастся поймать лепрекона, то это существо должно рассказать человеку, где спрятаны его сокровища. Впрочем, если вы вдруг поймаете башмачника, то помните, что полностью верить ему не следует, — эти человечки злокозненны и проказливы и легко могут обмануть доверчивого искателя сокровищ. Говорят, что лепреконы вошли в празднование Дня святого Патрика совсем недавно — компаниям, которые продают открытки на этот праздник, требовался симпатичный персонаж, который мог бы появиться на рисунках. А суровый, хотя и добрый, проповедник святой Патрик не совсем подходил для этой роли. На рисунках лепреконы, как правило, одеты в остроконечную шляпу и кожаный фартук. Традиционно в День святого Патрика устраиваются парады. На улицы выходят люди, одетые в экстравагантные костюмы, и также духовые оркестры, которые не могут обойтись без знаменитой волынки. Народная молва гласит о том, что эта традиция родилась в Ирландии. Нью-Йорк и Бостон оспаривают пальму первенства. Ньюйоркцы утверждают, что первый парад состоялся в 1762 году именно в их городе. Тогда Ирландия находилась под властью англичан, и вполне возможно, что жители непокорных североамериканских колоний выражали таким образом свою солидарность с ними. Празднование в России В России День святого Патрика отмечали впервые в 1992 году в Москве шествием по Арбату. С 1999 года в России проходит ежегодный международный фестиваль «День святого Патрика», открывающийся в Московском международном Доме музыки и продолжающийся на многочисленных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Дубны и других городов.

История в искусстве

История в искусстве

​Надпись Хальвдана Рунические надписи в соборе Святой Софии. Надписи, сделанные скандинавскими рунами на мраморных парапетах собора Святой Софии в Стамбуле. Вероятно, они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века во время длительных богослужений. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году на парапете верхнего этажа южной галереи. Надпись настолько стёрлась, что можно прочесть только «alftan» — фрагмент древненорвежского имени Хальвдан. Остаток надписи прочесть невозможно, однако предполагается, что надпись представляла собой распространённую формулу «такой-то вырезал эти руны» Вторую надпись обнаружил Фольке Хёгберг из Уппсалы в 1975 году в нише в западной части той же галереи, где ранее была обнаружена первая надпись. Отчёт об открытии был направлен в Департамент рун в Стокгольме в 1984 году, но остался неопубликованным. Археолог Матс Г. Ларссон вновь обнаружил руны в 1988 году и опубликовал информацию об открытии. Он прочитал надпись как «ari: k» и истолковал её как «Ари делал». Из-за неопределённости чтения надпись не была зарегистрирована в периодическом издании "Nytt om runer № 4" за 1989 год. Хёгберг в 1975 году предложил прочтение рун, отличное от предложенного Ларссоном. В 1997 году его поддержал Свейн Индрелид, профессор археологии Бергенского университета. Оба считают, что там написано «arni», то есть мужское имя Арни, и это вся надпись, а не часть какого-то выражения. Ларссон узнал о варианте прочтения Хёгберга в 1989 году, но продолжил отстаивать своё толкование надписи.

История в искусстве

История в искусстве

​Мимбар — кафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь (хутбу). Расположена справа от михраба. Первым мимбаром, с которого читалась проповедь, был отрубленный ствол финикового дерева в мединской мечети. В 628—629 годах пророком Мухаммадом был установлен новый мимбар, сделанный из дерева и состоящий из двух ступенек и места для сидения. Этим мимбаром также пользовались три первых праведных халифа. С IX века мимбар стал приобретать форму высокой трибуны с деревянным навесом. К такому мимбару ведет лестница с перилами и порталом либо дверцами. В 1256 году во время пожара в мединской мечети её мимбар был уничтожен. В настоящее время в этой мечети находится мимбар, сделанный по приказу турецкого султана Мурада III. Первый мимбар, который был установлен вне мединской мечети, находится в мечети Амра (Египет). В последующем мимбар стал атрибутом всех мечетей мира. Форма мимбара происходит от формы трона правителя и судейского кресла в античных базиликах. Часто мимбары представляют собой красивые расписные сооружения из дерева или камня. Их декорируют резьбой, инкрустацией из драгоценных камней, мрамора или ценных породам дерева, украшают позолотой, цветным фаянсом или стеклом. Некоторые мимбары представляют ценность в качестве произведений искусства. Они имеют вид высокого трона, на который ведёт лестница с перилами, состоящая из пяти, семи, девяти и более ступенек.

История в искусстве

История в искусстве

​Михраб, расположенный в апсиде мечети Айя София. Михраб — ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку (киблу) и чаще всего расположен в середине стены. Михраб предназначен для того, чтобы в нём молился имам мечети (руководитель намаза), который во время молитвы должен находиться впереди остальных молящихся. По своему местоположению и функции михраб соответствует христианскому алтарю или апсиде, однако в отличие от михраба апсида, как правило, ориентирована на восток. В истории исламского богослужения михраб является нововведением начала VIII века.

История в искусстве

История в искусстве

​Ложа Султана, декорированная братьями Фоссати, 19 век После обращения собора Святой Софии в мечеть начались постепенные перестройки здания. Минареты Айя-Софии были возведены в различное время: первый кирпичный юго-западный минарет построен при султане Фатихе Мехмеде, северо-восточный — в правление Баязида II, два минарета в западной части построил архитектор Синан при султанах Селиме II и Мураде III.Мраморный резной минбар был построен в конце XVI века при султане Мураде III. При султане Махмуде I в 1739—1742 годах была проведена перестройка собора, в ходе которой в алтарной части появился михраб. Современный михраб относится к XIX веку и был отреставрирован архитектором Густавом Фоссати в 1847—1849 годах. По обеим сторонам михраба установлены бронзовые подсвечники, привезённые в 1526 году султаном Сулейманом Великолепным из Буды.

История в искусстве

История в искусстве

​Люнет южного входа в пещеру Рождества Христова, Вифлеем, Святая Земля. Люне́т, Люнетта (фр.: «луна») — в изобразительном искусстве и архитектуре - поле стены, ограниченное аркой и её опорами, в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами. В сквозных люнетах помещаются окна. Глухие люнетты часто украшались живописным или скульптурным декором. Люнетами также называют дугообразные части створчатого алтаря и полукруглые картины на античных стелах. Аналогичные фрагменты фронтонов треугольной формы называются тимпанами. Иногда «тимпан» используется в качестве синонима «люнеты».

История в искусстве

История в искусстве

​Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика южного вестибюля Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора была создана во второй половине X века. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. Академик В. Н. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями).

История в искусстве

История в искусстве

​Дорогие девушки! С Праздником Весны!) Счастья,здоровья и улыбок!

История в искусстве

История в искусстве

​Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом Входная мозаика нарфика В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией. Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол. Нарфик — Притвор, нартекс (позднегреч., от греч. ларчик, шкатулка) составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной.

История в искусстве

История в искусстве

​Иоанн Златоуст, 9 век Мозаики южного вестибюля и северного тимпана. К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу, над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль, первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стенах помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа, Тарасия, Никифора и Мефодия. В. Н. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания (сразу после окончания периода иконоборчества) обуславливает влияние на них народного творчества. Около 878 года в северном тимпане собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них сохранились мозаики с изображением Иоанна Златоуста, Игнатия Богоносца и четырёх других святителей.

История в искусстве

История в искусстве

​Мозаичное изображение Богородицы в апсиде, 9 век

История в искусстве

История в искусстве

​Архангел Гавриил, мозаика, мечеть Айя София, 9 век Мозаика Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как были выполнены в три периода: около середины IX века, на рубеже IX—X веков и в конце X века. Мозаика апсиды Самый первый мозаичный цикл был создан после окончания иконоборчества в 867 году. К ним относятся мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела (сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом). По краю конхи была помещена греческая надпись (почти полностью утрачена) со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили»

История в искусстве

История в искусстве

​Интерьер мечети Айя София

История в искусстве

История в искусстве

​Собор Святой Софии, Стамбул, 6 век Продолжаем разговор... Собор Святой Софии был торжественно открыт 27 декабря 537 года, но страдал от землетрясения не один раз. А в 1204 году, когда участники 4-го крестового похода разграбили Константинополь, Софийский собор утратил много драгоценных священных христианских реликвий, в том числе и Туринскую плащаницу. После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом (1453 год), собор Святой Софии был преобразован в мечеть Айя София. Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ. В многочисленных перестройках, производившихся в османский период, Айя София была значительно укреплена, в том числе за счет стабилизирующих минаретов. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом). C 1935 года, по распоряжению основателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София стала музеем, а замазанные османами мозаики и фрески вскрыты, но рядом с ними оставлены и завораживающие исламские орнаменты. Поэтому сейчас внутри музея можно наблюдать невообразимое смешение христианской и исламской символики.

История в искусстве

История в искусстве

​Собор Святой Софии, Стамбул, 6 век Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии. Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью. Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи. Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров. Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

История в искусстве

История в искусстве

​Церковь Святой Ирины в Константинополе Ранневизантийская архитектура. Наиболее выдающимися типами являются: купольная базилика, перистильный тип церкви, церкви, перекрытые куполом на восьми опорах, и крестовокупольные постройки.Главную особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Востоке (напр. в Сирии), но в большинстве случаев помещался на круглом основании; если же основание было квадратное или многогранное, то между ним и куполом не существовало надлежащей органической связи. Для придания куполу характера ещё большей лёгкости вместо прямых отвесных стен нижнего сооружения начали строить полукруглые в плане ниши, оканчивающиеся вверху, у купола, полусферическими поверхностями таким образом, что купол держался на вершинах арок этих ниш и на четырёх массивных столбах, подпирающих паруса. Эта средняя часть регулировала прочие части сооружения. Стены складывали из кирпича, из тёсанного камня, из кирпича с прокладками из камня или из камня с прокладками из кирпича. Перекрытия — по большей части сводчатые. Подобная система постройки применялась преимущественно в храмах, представлявших в общем плане соединение пяти квадратов в виде равноконечного (так называемого греческого) креста: над средним квадратом находился купол, в боковых квадратах — открывающиеся в это среднее пространство ниши; квадраты же, занимающие собой промежутки между оконечностями креста, представляли придаточные части, обыкновенно более низкие, чем сам крест. Наконец, к восточной стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к западной — притвор (нартекс).

История в искусстве

История в искусстве

​Юстиниан, мозаика, 6 век Ранневизантийское искусство (6-8 век). На 6 век приходится первый подъем византийского искусства, который во многом связан с политическим и экономическим подъемом при правлении императора Юстиниана (527-565 гг. правления), когда закладывались основы византийской государстввенности и было достигнуто небывалое могущество государства. Время Юстиниана и его ближайших преемников отмечено полной и окончательной христианизацией философии, литературы, изобразительного искусства. При Юстиниане византийское искусство приобретает полную самостоятельность. Искусство отразило в своих образах государственные и религиозные идеи, а так же богатство Византийской империи. Своеобразие официального искусства времени Юстиниана – это показ дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного культа. Главным художественным центром становится Константинополь, где работают самые лучшие и талантливые мастера. Основная идея: снаружи не красиво, внутри – прекрасно. Всё сокровенно, всё тайно. Во дворце Халка в Константинополе был создан цикл мозаик, в которых изображены военные триумфы византийских полководцев. Конная статуя Юстиниана была установлена на одной из площадей столицы. Изображения этой статуи императора сохранились на русских иконах. Развивается иконописание, мозаическое искусство, центром которого была Равенна.

История в искусстве

История в искусстве

​Дорогие наши мужчины! С Праздником Защитника Отечества!

История в искусстве

История в искусстве

​Вестготская фибула, 7 век. Изделия раннего периода выполнены из бронзы и украшены в полихромном стиле, определяющими чертами которого являются цветные вставки из полудрагоценных красных камней, стекла и эмали. Для изделий позднего периода характерна другая техника, распространившаяся под влиянием византийского искусства. Вместо инкрустации используется резной или чернёный орнамент внутри пластины, а абстрактные геометрические узоры сменяются растительными или животными мотивами либо изображениями на религиозные темы.

История в искусстве

История в искусстве

​Корона Реккесвинта, Мадрид, 7 век Прикладное искусство вестготов. Ярким примером прикладного искусства вестготов являются сокровища вестготских королей из знаменитого клада в Гуарразаре, обнаруженного между 1858 и 1861 гг. на месте старинного кладбища в километре от Толедо. Клад содержал преподнесённые Церкви дары: нагрудные и подвесные кресты, золотые диадемы и самую важную находку — пять вотивных корон, две из которых содержали имена дарителей, королей Реккесвинта и Свинтилы (корона Свинтилы была украдена в 1921 г. и сейчас её местонахождение неизвестно). Все находки были выполнены из золота и обильно инкрустированы драгоценными камнями — агатами, сапфирами, жемчугом и кусками горного хрусталя. Корона Реккесвинта представляет собой широкий золотой обруч с двадцатью двумя подвесками из драгоценных камней и золотых букв, которые составляют фразу — (R)ECCESVINTUVS REX DEFERET, то есть Дар короля Реккесвинта. Корона подвешена на четырёх золотых цепях, скреплённых сверху замком в форме стилизованного цветка. Из центра крепления спускается длинная цепь, оканчивающаяся массивным золотым крестом, украшенным жемчугом и сапфирами. Вотивная корона — вид церковной утвари, ювелирное украшение. Особенно известны произведения вестготскихмастеров VII в. Представляет собой богато орнаментированный обруч-корону, который вносился в церковь как жертвенный вклад («по обету» — ex voto). Обычно подвешивались под арками или же над алтарем, таким образом, чтобы крест, свисающий с короны, приходился прямо над распятием, водружённым на престоле.

История в искусстве

История в искусстве

​Сан Педро де ла Наве — вестготская церковь, относящаяся к VIII веку и находящаяся в 19 километрах от города Саморы. Лепные украшения на капителях этой церкви — одни из немногих сохранившихся в Испании образцов вестготского искусства. Это тяжёлая по формам церковь с пышным резным декором в интерьере, щедро украшенная внутри резьбой и росписью. В ней сохранились характерные черты вестготской архитектуры — это подковообразные арки, прямоугольные в плане апсиды, кладка из тёсаного камня, использование растительного и животного орнамента.

История в искусстве

История в искусстве

​церковь Сан Хульяно де лос Прадо, Овьедо, 9 век Особенностью вестготских культовых сооружений раннего периода является прямоугольное завершение хора; против трех нефов находятся три абсиды, заключенные в общий прямоугольник, разделенные стенами и не закругленные изнутри (церковь Сан Хульяно де лос Прадо близ Овьедо, построенная вестготом Тиодой в 8 в.). Для более поздних базилик характерна открытая арочная галлерея с южной стороны, первоначально массивная и тяжеловесная, как, например, в церкви Сан Сальвадор де Вальдедиос близ Вальядолида (893); позднее - легкая, на тонких колоннах, поддерживающих подковообразные арки, как в церкви Сан Мигуэль де Эскалада, близ Леона (освящена в 913 г.).

История в искусстве

История в искусстве

​церковь Санта Мария до Наранко, Овьедо, 9 век Королевство вестготов. Вестготы основали в 419 г. Тулузское королевство, власть которого распространялась на Южную Галлию и Испанию. После того как франки в 507 - 510 гг. отняли у них Аквитанию, их владения ограничивались одним Пиренейским полуостровом. В процессе интенсивной феодализации стиралась грань между вестготской и римской знатью. Вестготы, раньше бывшие арианами, в конце 7 в. приняли католичество. В 711-713 гг. почти весь Пиренейский полуостров захватили мавры, оттеснившие вестготов на север, в Астурию, откуда и началась позднейшая «реконкиста», т. е. «отвоевание» Испании. Естественно, что в таких условиях строительство велось в весьма ограниченных масштабах. О светских сооружениях некоторое представление дает перестроенная из дворца короля Рамиро I (848) церковь Санта Мария до Наранко близ Овьедо - однонефное помещение, перекрытое цилиндрическим сводом на подпружных арках.

История в искусстве

История в искусстве

​Плита Зигуальда, 8 век Декоративно-прикладное искусство Лангобардов. Иначе проявляет себя лангобардское искусство в области декоративных задач. Композиционное мастерство, чувство меры и ритма в распределении орнаментальных мотивов составляют неотъемлемые достоинства подобных памятников. Один из особенно известных - названная по имени заказчика (аквилейского патриарха) мраморная «Плита Зигуальда», составляющая одну из стенок балдахина баптистерия в том же Чивидале (762-786 гг.). Крест и священное дерево с двумя парами животных и птиц по сторонам, помещенные между четырьмя вписанными в круглые медальоны символами евангелистов, могут служить примером характерного для этого периода слияния раннехристианской и древневосточной символики.

История в искусстве

История в искусстве

​Алтарь короля Рахиса. Задняя стенка с окошком для осмотра реликвий, 8 век.

История в искусстве

История в искусстве

​Алтарь короля Рахиса. Реконструкция окраски.  Алтарь Рахиса – простой параллелепипед, облицованный мраморными рельефными плитами, -был  окрашен и сверкал позолотой. Это доказывают остатки краски, сохранившиеся вуглублениях рельефов. Реконструкция окраски время от времени проецируется на переднюючасть алтаря как "слайд". Ярко окрашенный алтарь-реликварий (в нем хранились реликвии,которые можно было видеть через окошко в задней стенке) походил на многоцветныйдрагоценный ларец.

История в искусстве

История в искусстве

​Передняя стенка алтаря короля Рахиса. "Majestas Domini". 8 век  О происхождении алтаря короля Рахиса позволяет судить дарственная надпись вдоль его верхнего края, которая свидетельствует о том, что алтарь - дар короля Рахиса церкви в памятьо его отце, герцоге Фриульском Пеммоне. Рахис царствовал очень недолго, с 744 по 749 г., но,возможно, алтарь был создан между 737 и 744 годами, когда Рахис был герцогом Фриульским.

История в искусстве

История в искусстве

​Баптистерий патриарха Каллистуса, 8 век. Храм на берегу реки Натисоне - не единственный памятник искусства лангобардов, которыйможно увидеть в  итальянском городке Чивидале дель Фриули. В Музее христианства при соборе Санта Мария Ассунта хранятся произведения,благодаря которым Чивидале упоминается в каждом сколько-нибудь солидном труде по историисредневекового искусства: баптистерий патриарха Каллистуса и алтарь короля лангобардов Рахиса.Мраморный баптистерий - восьмигранный крестильный бассейн с колоннами, поддерживающимиизящные арки, - был создан по заказу Каллистуса, патриарха Аквилейского, в 737 году. Ограждающиеего рельефные плиты добавлены двумя-тремя десятилетиями позднее. Одна из них носит имязаказчика – патриарха Аквилейского Зигвальда.

История в искусстве

История в искусстве

​Сант Амброджо в Милане, 8в. При лангобардах началось также строительство большой базилики Сант Амброджо в Милане. В конце 8 в. была возведена восточная ее часть, в конце 9 в.-обширный атрий; строительство продольного трехнсфного, лишенного трансепта корпуса продолжалось до конца 12 столетия. Для последующего развития средневековой архитектуры важно расположение трех се абсид: они по ширине точно соответствовали ширине среднего и боковых нефов. Таким образом, хор, образованный тремя абсидами, приобретал значение более или менее самостоятельного пространства.

История в искусстве

История в искусстве

​Железная корона лангобардских королей. Искусство Лангобардов Лангоба́рды (ломба́рды) (лат. langobardī — «длиннобородые») — древнегерманское племя.Именно от лангобардов исходит современное название североитальянской области Ломбардия, где они поселились в 568 году, после своего вторжения в Италию.По мнению исследователей, лангобарды первоначально жили в Барденгау, на левом берегу нижней Эльбы. К V веку, мигрировав на юг, проникают в Норик в районе среднего течения Дуная, где принимают христианство в его арианской форме, чем формально признают себя федератами и союзниками Империи.В 568 году, под предводительством Альбоина, лангобарды вторглись в Италию, завоевав северную часть страны (совр. Ломбардию), где основали Лангобардское государство со столицей в Павии.Лангобардское право («Эдикт») было кодифицировано на латинском языке и впервые издано в 644 году. Позже «Эдикт» был пересмотрен. После прекращения династии короля Аутари (584—590 гг.) и дочери баварского князя Лиутпранда (713—744 гг.) Теоделинды снова возросло могущество лангобардов. Папы, однако, сумели остановить лангобардов в Италии и при помощи франков успешно препятствовали их стремлению к объединению государства.Айстульф (740—756 гг.) не мог взять Рим из-за вмешательства франкского короля Пипина (754—755 гг.). Его преемник Дезидерий (756—774 гг.) сдался в 774 году Карлу Великому после семимесячной осады Павии. Государство лангобардов было присоединено к франкскому. Предания лангобардов сохранились в рассказах Павла Диакона, а также упомянуты в «Золотой легенде»

История в искусстве

История в искусстве

​Гробница Теодориха, Раввена, 526г. По сей день гробница остается наиболее интересным сооружением Равенны.Круглая башня гробницы короля Теодориха поднимается над десятигранным основанием. Вместо купола мавзолей перекрыт одним из самых больших монолитов, когда-либо употреблявшихся в строительстве (диаметр 10,5 м, высота 2,5 м). Эта глыба, добытая на противоположном берегу Адриатического моря, в каменистой Истрии, и там выдолбленная для уменьшения веса, была доставлена в Равенну подвешенной между кораблями. Затем монолит был поднят на земляную насыпь в уровень гробницы и увенчал башню на многометровой высоте, что показывает, как прочны еще традиции строительного мастерства римского времени.

История в искусстве

История в искусстве

​Базилика святого Павла в Риме

История в искусстве

История в искусстве

​церковь Сант Аполлинаре ин Классе. 549, Раввена

История в искусстве

История в искусстве

​церковь Сан Витале, Раввена.  526 - 549 гг. Раннехристианские базилики (собор Петра и церковь Сан Паоло фуори ле мура послужили образцом для строительства в Равенне, но ни одна из остготских базилик не достигала столь больших размеров. Еще при Теодорихе (умер в 526 г.) была построена в Равенне церковь Сант Апполинаре Нуово. Это трехнефная базилика без трансепта, с открытым наружу нартексом. Подобно более старым базиликам, она имела плоские деревянные перекрытия. Ее высоко поднятый над боковыми средний неф освещался окнами, расположенными под крышей. Такова же конструкция и другой базилики, построенной при остготах в Раввене в 534-549 гг.,-церкви Сант Аполлинаре ин Классе. При остготах строили также здания иных типов. Важнейшим из них является центрическое сооружение - церковь Сан Витале в Равенне, заложенная в 526 и завершенная в 549 г.

История в искусстве

История в искусстве

​Вильгельм Плейденвурф, Михаэль Вольгемут гравюра Одоакра и Теодориха, 1493г. Ксилография, Нюрнбергская хроника

История в искусстве

История в искусстве

​Золотая монета с изображением Теодориха. Национальный музей Рима Отсготское королевство. Государство остготов первоначально охватывало всю Италию и более северные области — вплоть до Дуная. На правление Теодориха, прозванного Великим (493—526), приходится расцвет Остготского государства, которое развивалось в постоянных столкновениях и контактах со всеми существовавшими тогда средиземноморскими государствами — Вестготским королевством в Испании и Южной Галлии, а после завоевания последней франками в 507 г. — и с Франкским, в которое в 534 г. вошло и Бургундское королевство (возникло в 457 г.); с Вандальским королевством в Северной Африке, в области древнего Карфагена (возникло в 429 г. и просуществовало до 536—545 гг., когда было завоевано Византией). Теодорих женился на сестре франкского короля Хлодвига; свою сестру и двух дочерей выдал замуж за королей вандалов, вестготов и бургундов. Дальнейшие судьбы Остготской Италии особенно тесно были связаны с Византией — самым сильным и влиятельным государством тогдашней Европы.

История в искусстве

История в искусстве

​Искусство раннего средневековья. Особенности средневекового искусства Западной и Центральной Европы определялись своеобразием процесса формирования феодального общества на территории бывшей Западной Римской империи. В эпоху переселения народов и образования варварских государств (франков, вестготов, остготов, кельтов и др.) в Западной и Центральной Европе совершался сложный процесс взаимопроникновения культур античной и варварских народов, находившихся в стадии разложения первобытнообщинного строя.

История в искусстве

История в искусстве

​Ванитас Около - Ян Давидс де Хем 1630 Дерево, масло, 23х35 см Национальный музей Швеции, Стокгольм Ян Давидс был центром династии де Хемов — сыном и отцом еще двоих художников. Прославился яркими натюрмортами с вазами, фруктами, цветами, бабочками и птичками, но, как настоящий человек барокко, любил побаловать себя черепами. А Ва́нитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Как сказал Гораций: «Весь я не умру», — этот девиз можно отнести к картине, как намёк на то, что произведение переживет создателя. Так и есть, чего уж.

История в искусстве

История в искусстве

​Садко - Илья Репин 1876 Холст, масло Русский музей, Санкт-Петербург Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя, - так писал Репин о картине. Академия художеств выделила своему выпускнику Репину стипендию на шестилетнее путешествие по Европе, и в 1874 году он побывал на первой выставке импрессионистов в Париже.  Техника Репину понравилась, но он отругал французских художников за нехватку смысла в их картинах.  Именно тогда он задумал эту работу: исполнением «Садко» действительно напоминает творчество импрессионистов, но, понятное дело, иллюстрировать русскую былину ― это вам не полуголых, распутных танцорок малевать.

История в искусстве

История в искусстве

​Зимнее утро - Игорь Грабарь 1907 Холст, масло Севастопольский художественный музей имени П.М.Крошицкого Быть может, вам уже наскучили социальные развлечения? Самое время предаться молчаливым размышлениям наедине с собой. Наденьте непромокаемую, самую тёплую обувь и отправляйтесь в случайную точку за городом, где только можно найти лес или посадку.